Самостоятельные путешествия хороши тем, что каждый сам для себя выбирает не только места интереса, но и способ их достижения, и темп поездки, и, что немаловажно, попутчиков. Раз попробовав путешествовать по Европе на автомобиле, мы поняли, что этот вариант для нас оптимальный. Со временем накопился некоторый багаж опыта, ведь в каждой стране для автомобилистов есть свои особенности и подводные камни. Сегодня хочу рассказать об автомобильных дорогах Норвегии. Пишет наша читательница Марина Петренко.
Почему автомобиль?
Перемещение из точки в точку может быть долгим и нудным, может быть стремительным, или утомительным, или комфортным и приятным. И только на автомобиле саму дорогу можно превратить в один из способов познания новой страны, полным открытий и приятных моментов, тут все зависит от Вас.
Какую дорогу выбрать?
Если мы хотим побыстрее оказаться в нужном месте, то лучше автобанов еще ничего не придумано, но при этом вы почти ничего интересного не увидите по пути. Да и мало автострад в Норвегии. Альтернатива – неспешные, узкие и извилистые, но неизменно хорошего качества туристические автодороги Норвегии.
Например, дорога, ведущая к Лусефьорду, на последнем участке извивающаяся одиннадцатью языками, последний из которых с поворотом на 360 градусов находится в туннеле.
Самые красивые и зрелищные дороги выделены в отдельный блок и называются Национальные туристические дороги Норвегии. Всего таких дорог 18 общей протяженностью 1850 километров. Самые популярные из них Дорога Троллей и Снежная дорога.
Национальные туристические дороги в основном расположены вдоль западного побережья, в районе фьордов и в горах южной Норвегии. Часто они идут вдоль самого берега фьорда, повторяя все его изгибы.
Если ваш маршрут проходит неподалеку от этих дорог, то очень советую ехать именно по ним, ибо это не только красивые виды из окна автомобиля, но и замечательные площадки для отдыха в самых красивых местах.
Часто вдоль дороги расположены смотровые площадки с захватывающими видами.
Достаточно часто встречаются стенды с туристической информацией и туристические информационные центры.
Вдоль норвежских дорог внятные дорожные знаки, чистые туалеты и мусорные контейнеры.
А иногда можно видеть вот такие пасторальные картинки.
Паромы – это тоже часть дороги.
Узкие языки фьордов вклиниваются в сушу на десятки, а иногда и сотни километров. И если вы перемещаетесь с севера на юг или наоборот, то объезжать эти языки по суше будет очень долго, а иногда и проблематично. И тут на помощь приходят замечательные норвежские паромы. Система паромов хорошо интегрирована в сеть автодорог страны и вам наверняка придется ими пользоваться. Нам встречались паромы двух видов:
Первый вид — паромы, пересекающие фьорд поперек. Дорога подходит к самому берегу фьорда. В ожидании парома машины выстраиваются в очередь, вдоль очереди проходит служитель и всех «обилечивает». То есть оплачиваете прямо из окна машины или уже во время переправы. В любом случае это несложно, в к вам подойдут. Принимают карты или наличные.
Погрузка-разгрузка парома занимает считанные минуты. 15-20 минут вы любуетесь красотами фьорда с борта парома или отдыхаете в уютном закрытом салоне.
Не успеваете оглянуться, как поездка уже закончилась, прямо от причала автомобильная дорога продолжается.
Разные участки страны обслуживают разные паромные компании. Самые крупные из них «Fjord1» и «Norled» . На их сайтах можно посмотреть расписание и стоимость проезда, она варьируется в довольно широких пределах. У нас самый дешевый паром был Eidsdal — Linge. За десятиминутную переправу мы заплатили 84 Нок (60Нок машина с водителем и 24 Нок пассажир). Самая дорогая переправа вышла в два с лишним раза дороже.
Второй вид паромов — паромы, которые движутся вдоль фьорда. Их часто используют туристы, чтобы полюбоваться красотами фьордов, и билеты на такие паромы достаточно дорогие. В качестве примера могу привести маршрут по всей длине Люсефьорда от поселка Люсеботн до Лаувика, это порядка 40 километров пути, за который мы заплатили 640 Нок (420 машина с водителем и 220 пассажир).
Маршрут обслуживает паромная компания «Колумбус», информация о расписании и стоимости билетов тут. Если Вы планируете перемещаться на этих паромах с машиной, то бронировать билеты лучше заранее на сайте перевозчика, потому что количество машиномест ограничено, а желающих в сезон очень много.
На машине очень дорого?
Давайте разбираться. Да, бензин в Норвегии один из самых дорогих в Европе. Смотрим данные на конец лета, 95 бензин:
Австрия – 1,18 евро
Франция – 1,39 евро
Италия – 1,65 евро
Норвегия – 1,74 евро
Получается, что на бензин в Норвегии вы затратите примерно в полтора раза больше денег, чем на то же расстояние в Австрии. А теперь вспоминаем про необходимость покупки виньетки в Австрии и дополнительную оплату некоторых панорамных дорог и туннелей. С Италией и Францией дело обстоит не лучше. Там вообще практически все автобаны платные. Например, этим летом на оплату автобанов Франции для проезда с севера страны до побережья мы потратили больше 80 евро. В настоящее время и в Норвегии уже появилось достаточное количество платных дорог, но бесплатных все-таки больше и путешествовать по ним одно удовольствие.
Информацию о платных дорогах и стоимости проезда можно посмотреть здесь
Кроме того, имеется платный туннель под Осло, чтобы миновать город без задержек. Стоимость 50 Нок, более подробная информация тут
Как платить за платные дороги в Норвегии?
Часть платных дорог имеет знакомые нам пункты оплаты со шлагбаумом, но все большее количество платных участков в Норвегии появляется без пунктов оплаты. На обочине табличка с информацией, что начинается платный участок и стоимостью проезда и за ней видеокамера, фиксирующая номер машины.
Способов оплаты несколько.
По номеру машины через AutoPass
Самый простой и быстрый способ оплаты дорог – это перед поездкой зарегистрироваться в системе AutoPass. Необходимо будет указать период пребывания в Норвегии (не более 3 месяцев), данные кредитной карты и номер машины. С карты списывается 300 Нок депозита. И все, можно ехать, причем без остановок на пунктах оплаты, проезжая по полосам, имеющим знак AutoPass. Номер вашего автомобиля будет фиксироваться видеокамерой и рассчитываться стоимость проезда. Когда израсходуются ваши 300Нок, с карты спишут следующие 300Нок. По окончании поездки не израсходованную сумму вернут вам на карту.
Если не зарегистрировались по номеру – оплатите позже
Если вы предварительно не зарегистрировались в системе AutoPass, то все-равно можно проезжать по платным дорогам, не оборудованным пунктами оплаты, но в течение 14 дней после первого проезда зарегистрироваться в системе. Есть такие путешественники, которые проезжают платные участки, не оборудованные пунктами оплаты, просто так. Говорят, что счета за проезд в Россию не приходят. Но это уже вопрос вашей честности и порядочности. Лично мне лучше заплатить и ни о чем не беспокоиться.
Оплата на месте
На платных дорогах, оборудованных пунктами оплаты, расчет производится или кредитными/дебетовыми картами (Visa, MasterCard), или монетами (принимаются только норвежские). В этом случае нужно проезжать по полосе, над которой висит табличка «Mynt/Coin» или «Manuell».
Какие бы дороги Норвегии вы не выбрали, перемещаться по ним очень приятно и интересно. Водители как правило корректны и спокойны, трафик на большинстве дорог минимальный, виды по сторонам завораживающие.