Композитора Франца Йозефа Гайдна (Franz Joseph Haydn) называют родоначальником современного оркестра, «отцом симфонии», основателем классического инструментального жанра.
Родился Гайдн в 1732 году. Его отец был каретным мастером, мать служила кухаркой. Дом в местечке Рорау на берегу реки Лейты, где маленький Йозеф провёл детские годы, сохранился до сегодняшнего дня.
Дети ремесленника Матиаса Гайдна очень любили музыку. Франц Йозеф был одарённым ребёнком – ему с рождения был дан звонкий мелодичный голос и абсолютный слух; у него было отличное чувство ритма. Мальчик пел в местном церковном хоре и сам пытался освоить игру на скрипке и клавикордах. Как это всегда случается у подростков — у юного Гайдна в переходном возрасте пропал голос. Он сразу же был уволен из хора.
Восемь лет юноша зарабатывал частными уроками музыки, постоянно совершенствовался с помощью самостоятельных занятий и пробовал сочинять произведения.
Жизнь свела Йозефа с венским комиком, популярным актёром — Иоганном Йозефом Курцем. Это была удача. Курц заказал у Гайдна музыку для собственного либретто оперы «Кривой бес». Комическое произведение было успешным — два года оно шло на театральной сцене. Однако критики поспешили обвинить молодого композитора в легкомыслии и «шутовстве». (Этот штамп позже неоднократно переносился ретроградами и на другие произведения композитора.)
Знакомство с композитором Никола Антонио Порпорой многое дало Гайдну в плане творческого мастерства. Он прислуживал знаменитому маэстро, был на его уроках аккомпаниатором и постепенно учился сам. Под крышей дома, на холодном чердаке Йозеф Гайдн пытался сочинять музыку на стареньких клавикордах. В его произведениях было заметно влияние творчества прославленных композиторов и народной музыки: венгерских, чешских, тирольских мотивов.
В 1750 году Франц Йозеф Гайдн сочинил мессу фа-мажор, а в 1755 году написал первый струнный квартет. С этого времени наступил перелом в судьбе композитора. Йозеф получил неожиданную материальную поддержку от помещика Карла Фюрнберга. Меценат рекомендовал молодого композитора графу из Чехии — Йозефу Францу Морцину – венскому аристократу. До 1760 года Гайдн служил у Морцина капельмейстером, имел стол, кров и жалованье, мог всерьёз заниматься музыкой.
С 1759 года Гайдном было создано четыре симфонии. В это время молодой композитор женился – вышло это экспромтом, неожиданно для него самого. Тем не менее, брак с 32-летней Анной Алоизией Келлер был заключён. Гайдну было всего 28, Анну он никогда не любил.
После женитьбы Йозеф потерял место у Морцина и остался без заработка. Ему вновь повезло – он получил приглашение от влиятельного князя Павла Эстергази, который смог оценить его талант.
Тридцать лет Гайдн прослужил в должности дирижера. Его обязанностью было руководство оркестром и управление хоровой капеллой. По требованию князя композитор сочинял оперы, симфонии, инструментальные пьесы. Он мог писать музыку и слушать её тут же в живом исполнении. За период службы у Эстергази он создал множество произведений – только симфоний в те годы было написано сто четыре!
Симфонические концепции Гайдна были непритязательными, простыми и органичными для обычного слушателя. Сказочник Гофман однажды назвал сочинения Гайдна «выражением по-детски радостной души».
Мастерство композитора достигло совершенства. Имя Гайдна было известно многим за пределами Австрии — его знали в Англии и Франции, в России. Однако знаменитый маэстро не имел права исполнять или продавать произведения без согласия Эстергази. Выражаясь сегодняшним языком – князю принадлежали «авторские права» на всё творчество Гайдна. Даже дальние поездки без ведома «хозяина» Гайдну были запрещены.
Однажды, находясь в Вене, Гайдн познакомился с Моцартом. Два гениальных музыканта много беседовали и вместе исполняли квартеты. К сожалению, у австрийского композитора немного было таких возможностей.
Была у Йозефа и возлюбленная — певица Луиджа, мавританка из Неаполя – обаятельная, но корыстная женщина.
Уйти со службы и стать независимым композитор не мог. В 1791 году старый князь Эстергази скончался. Гайдну было 60 лет. Наследник князя распустил капеллу, а капельмейстеру назначил пенсию, чтобы ему не приходилось зарабатывать на жизнь. Наконец-то Франц Йозеф Гайдн стал свободным человеком! Он отправился в морское путешествие, дважды посетил Англию. В эти годы уже немолодой композитор написал множество произведений – среди них двенадцать «Лондонских симфоний», оратории «Времена года» и «Сотворение мира». Произведение «Времена года» стало апофеозом его творческого пути.
Масштабные музыкальные работы давались стареющему композитору нелегко, но он был счастлив. Оратории стали пиком творчества Гайдна – больше он не написал ничего. Последние годы композитор прожил в маленьком уединённом домике на окраине Вены. Его посещали поклонники – он любил беседовать с ними, вспоминая свою молодость, полную творческих поисков и лишений.
Гайдн скончался в своём доме в 1809 году. Вначале маэстро похоронили на Хундстурмерском кладбище. С 1820 года его останки перенесены в храм города Эйзенштадт.