Балтийская коса

Недавно я побывал на Балтийской косе. Рассказываю, чем она знаменита, как до неё добраться и что посмотреть.

Поездка на Балтийскую косу
Поездка на Балтийскую косу

Балтийская коса – это бескрайние пляжи, густые леса, необычные достопримечательности и излюбленное место для «дикого» отдыха с палатками. Инфраструктуры минимум, пляжи широкие пустынные с зарослями шиповника и облепихи. Здесь самый лучший вид на звезды, так как мало искусственного освещения.

Расскажу вам о своей поездке на Балтийскую косу: где взял велосипед, сколько по времени ехать на пароме и какова цена билета, какие достопримечательности посмотрел.

Проснулся я непривычно рано, в половине шестого утра. Накануне вечером договорился с хозяином отеля о прокате велосипеда. Однако утром пришлось его разбудить, чем вызвал некоторое недовольство. Несмотря на это, хозяин предоставил мне велосипед за 400 рублей в сутки. На нем я и отправился в порт к парому.

Как добраться до Балтийской косы

Цена билетов в 2025 году

До Балтийской косы ходят паромы. Стоимость пассажирского билета с 7 января 2025 года подорожает до 210₽ в обе стороны. Если вы путешествуете со своим велосипедом, то цена будет 250₽ в оба конца. Как указано на сайте Балтийской судоходной компании, с 1 января не будут продавать льготные билеты для детей и групп от 15 человек.

Паромом на Балтийскую косу

Первый паром отходит из Балтийска в 7:20. К этому времени я и приехал. Буквально за 5 минут паром перевёз нас на Балтийскую косу.

Балтийская коса пока не так популярна у туристов, как знаменитая Куршская. Тем она и хороша. Вся коса была в полном моем распоряжении. Я съездил на аэродром и в другие места и не встретил ни одного человека.

Аренда велосипедов на Балтийской косе
Аренда велосипедов на Балтийской косе

Рядом с паромным терминалом можно взять напрокат велосипед: 200₽/час за простой велосипед и 250₽/час за велосипед получше. А я арендовал за 400₽ на целый день у себя в отеле.

Достопримечательности Балтийской косы

По Балтийской косе я передвигался на велосипеде. Накатал около 15 км. Осмотрел все достопримечательности косы в своём неспешном темпе. Много фотографировал. Но если ваша цель увидеть только знаковые места, то 2-3 часов вполне хватит.

Аэродром Нойтиф

На Балтийской косе я посетил ангар №3 артиллерийской батареи, посмотрел аэрогавань Нойтиф и аэродром Нойтиф, прокатился по огромной взлетной полосе до самого конца.

Аэродром Нойтиф (на Яндекс Картах) – бывшая немецкая военная база, построенная в 1939 году. Она была оснащена по последнему слову техники: две подогреваемые посадочные полосы для самолётов, гавань для гидросамолётов и 6 ангаров для хранения и ремонта авиатехники.

После окончания Великой Отечественной войны до 1995 года комплекс использовался авиацией Балтийского флота. Сегодня Нойтиф стоит в запустении. Осталось только 4 ангара, остальные разобрали на металлолом.

Береговая зенитная батарея Каддиг

Хотел посмотреть береговую зенитную батарею Каддиг, но из-за песка сложно было проехать на велосипеде (на Яндекс Картах). Я отказался от этой затеи. На батарее увидел много людей с палатками и машинами. Ребята пилили высохшие деревья, видимо, на костёр.

Немецкая тяжелая зенитная батарея Каддиг (Kaddig), на яндекс-картах она обозначена как батарея Лемберг (Lemberg), сегодня находится в руинах, сильно заросла и постепенно поглощается песком. Но остатки 4 орудийных двориков ещё видны, доступны и некоторые подземные помещения. Батарея Каддиг входила в систему противовоздушной обороны аэродрома Нойтиф и военно-морской базы Пиллау (теперь это Балтийск). В 1945 году она была захвачена советскими войсками.

Все сооружения батареи выполнены из железобетона. Они включали: орудийные капониры, 2 пункта целеуказания и управления огнем, бункеры для боеприпасов, электростанцию, узел связи, укрытия для личного состава и столовую.

Граница

Дальше нельзя
Дальше нельзя

Я решил вернуться на нормальную дорогу и прокатиться вдоль моря. Миновав какую-то деревню, наткнулся на контрольно-пропускной пункт. Надпись гласила, что дальше нельзя – граница. Я развернулся и поехал обратно.

Ржавый город

В Ржавом городе застал остатки рок-фестиваля, который проходил неделю назад. Очень странное место, походит на мусорку с разными металлическими штуками. На мой вопрос, что это такое, мне ответили, что тут по выходным играет DJ. Интересно, но мне это место не понравилось, и я поехал дальше.

Ржавый город – это арт-пространство, территория для этно- и музыкальных фестивалей в стиле постапокалипсиса (на Яндекс Картах). Бывшие склады боеприпасов здесь переделали под бар и летние дома. Имеется фотозона с бутафорским оружием и арт-объекты.

Артиллерийская батарея Нойтиф

Посмотрел руины бункера батареи Нойтиф (на Яндекс Картах). Там тоже, прямо на батарее, кто-то разбил палаточный лагерь с видом на море. Хорошо отдыхают!

Береговая артиллерийская батарея Нойтиф входила в систему береговой обороны военно-морской базы Пиллау. 4 орудия были установлены в открытых капонирах на железобетонных основаниях и имели круговой сектор обстрела. Батарея также включала командно-наблюдательный пункт, бункеры для боеприпасов, узел связи, укрытия для личного состава, электростанцию и столовую. Личный состав насчитывал 120 человек. В 1945 году советские войска захватили батарею.

На береговом защитном вале и пляже до сих пор сохранились остатки батарейных сооружений.

Форта Западный

На конец я оставил осмотр форта Западный (на Яндекс Картах). До парома оставалось 20 минут, поэтому я быстро его посмотрел. Большая часть форта разрушена. По строению можно походить, обойти вокруг и посмотреть, как море потихоньку съедает стену форта. Вход бесплатный.

Форт Западный был возведён в 1869 году, когда Балтийская коса принадлежала Восточной Пруссии. Вместе с Восточным фортом он защищал портовый город Пиллау от нападений.

Это сооружение из красного кирпича в форме неправильного пятиугольника со стенами шириной в метр. От косы его отделял глубокий ров, попасть внутрь можно было только через перекидной мост.

Военные подразделения базировались здесь до 1960-х. Но после перевода артиллерийского подразделения в Неман укрепление оказалось ненужным и начало ветшать.

Несмотря на плачевное состояние форд всё ещё привлекает путешественников. Печальная, но впечатляющая картина предстаёт на закате. Кирпичная постройка словно полыхает огнём, а морские волны с шумом разбиваются об обломки стен.

Южный мол

От Западного форта легко дойти до Южного мола (на Яндекс Картах). Это узкая 650-метровая бетонная полоса суши в Балтийском море, которая идеально подходит для прогулок на велосипеде и фотографирования на фоне морских пейзажей. Она была построена на рубеже XVIII–XIX веков для защиты прибрежной полосы от размывания.

Нагулявшись по Балтийской косе, я поехал обратно к порту, а оттуда на паром до Балтийска.

Как добраться в Балтийск

  • Балтийская коса
  • GPS: 54,537823 19,765694
Михаил Шварц
Михаил Шварц

Автор путеводителей по Канарам, Австрии, Испании, Чехии, Германии и Италии.

✉️ Веду авторский телеграм канал @mishavputi и email рассылку о самостоятельных путешествиях 👆 не забудьте подписаться

Статей: 1966

Один комментарий

  1. Были и на Куршской косе, и на Балтийской. Но сколько ещё интересных мест в Калининградской области! Спасибо, Михаил!

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Калининград за 3 дня: готовый план поездки

Получите бесплатный гид с проверенными маршрутами, секретными местами местных жителей, лучшими ресторанами и пошаговым планом идеального путешествия