Посёлок Железнодорожный находится в Правдинском районе Калининградской области, в 70 км от Калининграда, практически у границы с Польшей. До 1946 года это была территория Германии (Восточной Пруссии). Город именовался Гердауэн (нем. Gerdauen).
В советское время в здесь работали пивоваренный, кирпичный и маслодельный заводы. Основой населенного пункта был железнодорожный узел, где проходила смена колес на железнодорожных составах. О чём речь? В Европе железнодорожная колея более узкая, чем в России. И когда железнодорожные составы из Польши приходили в Советский Союз, проходила смена вагонов или колес. Так и появилось название Железнодорожный. В настоящее время железнодорожная станция на линии Черняховск — Ольштын (Польша) закрыта.
Ещё несколько лет назад Железнодорожный умирал. Но в последние годы туристы сюда едут охотно. Это связано с масштабной реставрацией исторического жилого фонда. На центральных улицах кипит работа по восстановлению фасадов, многие старые дома уже выглядят как на фотографиях прошлых лет. Приведены в порядок территория и дороги. Теперь в посёлке можно не только полюбоваться романтическими руинами Восточной Пруссии, но и прогуляться по живописным улицам.
Калининградцы называют Железнодорожный «игрушкой губернатора». До недавнего времени регион возглавлял Антон Алиханов, один из самых молодых губернаторов в России. Благодаря ему и его программе капитального ремонта Железнодорожный находится в столь хорошем состоянии.
История трансформации Гердауэна в Железнодорожный
Территория нынешнего Железнодорожного была заселена в IX–XII веках прусским племенем союза Барта. Первые упоминания в исторических документах датируются 1251 годом. Возглавлял племя вождь по имени Гирдава. Его имя с прусского переводится как «говорить»; «держать речь». От имени «Гирдава», со временем видоизменившимся до Гердауэн, и произошло название города.
После вторжения Тевтонского ордена на земли Барта Гирдава отрёкся от своих языческих богов и добровольно перешёл на сторону Ордена, приняв христианство. Почти все пруссы перешли в христианство вместе со своим вождём. Но остались и те, кто боролся против немецких рыцарей. Их возглавлял князь по имени Девана.
Считается, что род российских Романовых берёт свое начало от вот этого местного прусского рода князя Девана. Родоначальником правящей семьи Романовых считается Андрей Кобылов (XVI в.), прославившегося в борьбе с тевтонскими рыцарями, который якобы происходил из прусского рода. Так это или не так, ну согласитесь, история красивая.
Во время Великого прусского восстания, которое началось в 1260 году первая деревянная крепость Гердауэна была сожжена. Чтобы не сдавать крепость пруссам, Гирдав сам поджег ее, после чего бежал в Кёнигсберг.
Каменный замок Гердауэн был заложен на месте бывшего прусского деревянного в 1315 году комтуром Иоханнесом фон Виннунгеном. Замок должен был защищать от литовцев. Руководил строительством комтур Кёнигсберга Генрих фон Айзенберг. Замок освятили в 1325 году в день Святых Петра и Павла. В 1347 году к стенам Гердауэна подошло войско великого князя литовского Ольгерда. Литовцы разграбили окрестные деревни, но замок взять не смогли.
В Гердауэн начали приезжать переселенцы из Германии, они селились возле орденского замка. 21 сентября 1398 года великий магистр Конрад фон Юнгинген пожаловал поселению городскую грамоту Кульма, по которой за городом закреплялся земельный участок в 120 гуфов, что равно 2043,6 га.
Вскоре в городе была возведена оборонительная стена, и начались работы по строительству церкви. В 1428 году в Гердауэн был перенесен Норденбургский доминиканский монастырь.
Реку Омет (Стоговку), отделявшую замок от города, перекрыли плотиной, в результате чего появилось озеро Банктинзее, которое окружало город с трех сторон. Возвели водяную мельницу.
Во время Первой мировой войны в боях под Гердауэном в сентябре 1914 года многие дома были разрушены. При помощи подшефных городов Будапешта и Вильмерсдорфа реконструкция к 1921 году была завершена в «старонемецком» стиле, по образу и подобию немецкого города XIV века. Отсюда эта малоэтажная фахверковая застройка.
Вторая мировая война нанесла Гердауэну относительно небольшой ущерб. 27 января 1945 года город был взят войсками 28-й Армии 3-го Белорусского фронта.
Указом Президиума Верховного совета РСФСР от 17 июня 1947 г. Гердауэн был переименован в посёлок городского типа Железнодорожный и отнесён к Советской Калининградской области. В 2019 году его перевели в статус (сельского) поселения. С 2022 года Железнодорожный входит в состав Правдинского муниципального района.
Замок Гердауэн
Каменный замок Гердауэн был построен в 1315 году рыцарями Тевтонского ордена и освящён в 1325 году. Святые Пётр и Павел стали покровителями Гердауэн, а теперь и Железнодорожного.
В XIX веке старые замковые постройки снесли, оставив лишь подвалы, и построили усадьбу, которой владело несколько дворянских родов по очереди.
Строение замка не сохранилось. Но кое-что от прежних частных владений можно увидеть сегодня:
- руины западного флигеля из красного кирпича с очень толстыми стенами;
- бывшую каретную, где в советское время работала ветеринарная лечебница;
- ворота XIX века в неоготическом стиле;
- старинный колодец;
- исторические подвалы (обрушились в 2001 году);
- часть стены замка, в которой есть ниши. Это псарни. Собаки там жили не постоянно, а только перед охотой.
Во время Второй мировой войны замок почти не пострадал, но позже был самовольно разобран на кирпичи.
В 1948 году при поисках «Янтарной комнаты» в подвалах замка были обнаружены склады с вином, фарфоровой посудой и старинным оружием.
В конце 1970 года в почти разрушенном здании снимался фильм «Долгие версты войны» киностудии им. А. П. Довженко.
В 2007 году замок получил статус объекта культурного наследия регионального значения. В настоящее время он формально принадлежит калининградскому историко-художественному музею.
Замок Гердауэн расположен на горе. Подняться к нему можно по лестнице, расположенной рядом с мельницей. Либо пройти дальше от мельницы на Пивзаводскую улицу. Напротив Петропавловского собора свернуть на небольшую, вымощенную дорожку и идти к воротам в виде неоготической арки.
Кирха Гердауэна
Кирха Гердауэна – главная героиня всех пейзажных открыток Железнодорожного. Это бывшая приходская церковь, самое высокое здание поселка. Первую укреплённую церковь построили на этом месте при Гирдаве в 1260 году.
Кирха, руины которой мы видим сегодня, датируется первой половиной XV века. Это здание из красного кирпича без хора с башней высотой 42 м. На её северной стене нет ни одного окна. Она стала частью городской стены, а укрепленную башню усилили контрфорсами. Ризница и притвор находились с южной стороны. Внутри был деревянный расписанный потолок. В 1690 году кирху украсили органом, а в 1729 году создали алтарь и кафедру.
Церковь прошла череду испытаний: в 1696 году ударом молнии был повреждён орган, в 1913 году кирха горела, в Первую мировую войну одну из стен насквозь пробил артиллерийский снаряд, но во время Второй мировой войны церковь не пострадала. С 1948 по 1957 годы в здании находился Дом культуры. Должного ухода строение не получало, поэтому начало ветшать. В 1970-х годах обрушилась крыша и часть восточного фронтона, а в 1988 году – фронтон над южным крыльцом. К 1990-м годам сохранились только башня и стены кирхи, частично притвор и ризница. В 1992 году начались необходимые реставрационные и охранные работы при немецкой финансовой поддержке: были законсервированы фундамент, башня и ризница; в башне установили металлическую винтовую лестницу, обустроили смотровую площадку и отремонтировали крышу. Но работы по реставрации в 1998 году были приостановлены.
2007 году кирха Гердауэна получила статус объекта культурного наследия регионального значения.
С 2023 года церковь принимает туристов. Можно осмотреть её, подняться на смотровую площадку и посетить музей стекла, также там проходят спектакли и концерты.
Водяная мельница
На месте теперешних старых развалин водяная мельница существовала и ранее. Первая мельница появилась примерно в одно время с каменным замком Гердауэн – в 1315 году. Вращая колесо с лопастями, она «давала» жителям городка муку. Излишками можно было торговать. Это послужило толчком к развитию населённого пункта. Мельничное водяное колесо для привода в действие жерновов простояло до 1905 г.
В 1909 году была построена новая мельница вместо старой. На ней установили турбину. Мельница превратилась в передовой промышленный объект своего времени с производительностью до 15 т высококачественной муки в сутки. Её работа основывалась на системе водяного привода: вода из лотка падала на большое колесо с двойными ободами и лопатками, образующими ковши. Под действием силы тяжести колесо приходило в движение. В послевоенные годы мельница использовалась по прямому назначению до 1974 года. После чего начала ветшать и разрушаться. Исчезли оборудование, кованые ворота и витые лестничные пролеты.
Сегодня некогда-то красивая мельница превратилась в кирпичную коробку без кровли с «пустыми глазницами» окон. Остов трёхэтажного здания из красного кирпича возвышается над живописным водопадом и мельничным прудом. На центральном фасаде видны две надписи: «Slossmühle» (что с немецкого переводится как Замковая мельница) и «1909» (год постройки).
Недавно у исторического объекта (с 2007 года объект культурного наследия регионального значения) появился хозяин. В 2021 году начались восстановительные работы. В старинном здании инвестор планирует открыть гостиничный комплекс на 27-28 номеров, ресторан с собственной пивоварней, СПА-зону, а также оборудовать летнюю площадку, благоустроить территорию и возвести пирс на берегу с прокатом лодок и катамаранов.
Рядом с мельницей уже открыто семейное кафе Старая Мельница, где можно плотно и вкусно покушать. Для ночлега на мельнице открыт хостел с несколькими комнатами.
Живописные локации для фотосессий:
- исторический фасад мельницы с немецкими надписями;
- живописный деревянный мост;
- водопад под мостом;
- мельничный пруд;
- смотровая площадка с видом на старинную архитектуру.
Озеро Бактинзее
Во время строительства замка Гердауэн речка Омет была перекрыта. (Omet – устаревшее немецкое название. Теперь на территории России, у устья река называется Стоговка, в среднем течении – Железнодорожная, а в верхнем, на польской территории, – Омет (пол. Omet).) Так появился живописный водоём и Мельничный пруд – озеро Бактинзее.
Это было туристическое место, хорошо известное в Пруссии. Яркой достопримечательностью озера являлся плавающий остров. Посмотреть на него приезжали отовсюду. Это «чудо» объясняется просто: корни деревьев и кустов формируют такой крепкий каркас, что он удерживает на плаву землю, на которой они растут. Плавающий остров просуществовал до середины XVIII века. Потом пристал к берегу и превратился в полуостров.
Сегодня на Бактинзее можно взять напрокат лодку и покататься по озеру или сплавиться по реке. Под одним из мостов есть искусственный водопад.
Существует легенда, что под дном пруда сохранился подземный ход, ведущий к замку Гердауэн.
Пивоварня Киндерхоф
Еще во времена Гердауэна здесь было много пивоварен. К 1718 году их насчитывалось 50. Крупнейшая пивоварня называлась Киндерхоф – Детский двор. Откуда такое название? Вроде бы как дети и пиво не совсем рядом. Киндерхофом в Гердауэне называли рыцарский замок. Как известно, рыцари – монахи. Откуда дети? Одна из местных легенд гласит: не все монахи соблюдали обеты как положено. Был один рыцарь, у которого как-то так получилось, что было семеро детей. Всех их растили в замке. И местные жители в средневековье замок шутливо начали называть Детский двор (Kinderhof). А потом это название перешло к местной пивоварне. Пиво было отличным. Пользовалось большой популярностью и здесь, и в Кёнигсберге, и по всей Восточной Пруссии.
В конце 1930-х годов была запущена линия для розлива в бутылки не только пива, но и лимонада. Пивоварня производила 60000 гл пива и 40 000 гл фруктовых напитков и лимонадов.
Во время войны пивзавод уцелел и после 1945 года здесь продолжили варить пиво. Большой популярностью пользовалось пиво «Жигулевское». Оно считалось лучшим в Прибалтике в 1960–1970-е годы. На предприятии также изготавливали лимонады и сиропы.
После войны немцев выселяли из страны, но существует такая версия, что главного пивовара Киндерхофа оставили. Он варил пиво ещё лет десять по своим секретным технологиям. Перед смертью пивовар передал тайны ремесла своему ученику, литовцу по национальности, который продолжил немецкие традиции пивоварения.
В 1990-е годы производство местного пивоваренного завода Киндерхоф перешло в частные руки. Потом случился пожар. С 2010 года в Железнодорожном пиво не варят.
Памятник пивовару
Хоть в Железнодорожном пиво сейчас не производят, но традиции помнят. В 2022 году на Центральной площади появился «добряк с бочонком пива» – бронзовый памятник местному пивовару. Весёлый толстяк держит в руках бочку и кружки пенного напитка, у его ног домашний гусь пытается ухватить падающую капельку пива. Внутри фигуры есть система труб, позволяющая подавать в краник бочонка воду или другие жидкости (может даже пиво❗️). Скульптор – Андрей Следков, он же автор Хомлинов, памятников Александру Невскому и Достоевскому в Калининграде.
Мазурский канал
Мазурский канал – гидротехническое сооружение, которое должно было связать Большие Мазурские озёра с Балтийским морем через реки Преголя, Лава и Калининградский залив. Он проходит по территории Калининградской области (Правдинский район) и Польши. Но как водный путь сегодня не действует. Общая протяжённость канала составляет 50,4 км, из которых 30 км находится на территории России.
Идея создания водного пути возникла ещё в орденские времена. О его необходимости говорили Великий курфюрст Фридрих Вильгельм и король Фридрих. Нужен был удобный и дешёвый путь для перевозки грузов. Только в 1908 году проект утвердили и в 1911 году приступили к строительным работам. Но из-за мировых войн и финансового кризиса канал так и не достроили. С приближением Красной Армии в 1945 году немцы взорвали мосты через канал. А в декабре 1945 года водный путь перерезала новая государственная граница между СССР и Польшей.
Начинался Мазурский канал от Мауэрского озера (теперь это польское озеро Мамры), а заканчивался на реке Алле (теперь носит название Лава) в километре от посёлка Дружба. Разница в уровнях между ними составляет 111 м. Ширина канала по зеркалу воды 14 м, а глубина 2,5 — 3 м. Через канал было построено много мостов высотой 4 м.
Система шлюзов
Шлюзы – это массивные железобетонные конструкции, полностью перекрывающие канал по ширине. На Мазурском канале их 10 и только 1 из них достроен (находится на польской стороне). После окончания Второй мировой войны на территории СССР осталось 5 шлюзов, а 5 других – в Польше.
Шлюзы на российской стороне:
- №1 Алленбург (посёлок Дружба; перепад высот – 6,9 м),
- №2 Алленбург (посёлок Дружба; перепад – 8,0 м),
- №3 Гросс Аллендорф (между посёлками Дружба и Ново-Бийское; 12,0 м),
- №4 Вильгельмсхоф (посёлок Ново-Бийское; 7,5 м.),
- №5 Георгенфельде (посёлок Озерки; 15,5 м.).
Размеры шлюзовых камер на российской стороне впечатляют: длина – 45 м, ширина – 7,7 м. Управление шлюзами было электрическое, в чрезвычайных ситуациях переходили на ручное. Рядом с каждым шлюзом располагался дом, в котором проживал обслуживающий персонал.
Шлюз №5
Самый большой шлюз на Мазурском канале – шлюзом №5. Находится он в 9 км от поселка Железнодорожный рядом с Озерками. Его глубина — 15,5 м. Шлюз пользуется популярностью у тех, кто занимается джампингом и экстремальными видами спорта,
Предприниматель Андрей Мациевский, владелец музея-кафе Патефон, оформил шлюз №5 в аренду на 49 лет и планирует оборудовать его «для любителей острых ощущений». Для этого он задействует помещения двух башен, организует точку общепита, где можно будет посидеть и выпить чашечку кофе, и может быть организует лодочные, саповые и байдарочные маршруты.
Мазурский канал сегодня
Русло канала по большей части обмелело и заросло тростником. Воду, местами покрытую зелёной ряской, можно увидеть только в районах шлюзов. В двух местах канал засыпан, чтобы удобно было переезжать, правда, внизу проложены трубы. Береговые дамбы с годами покрылись травой и кустарником. Металлические конструкции шлюзов постепенно растаскиваются. Места рядом с каналом живописные: просторные поля, красивые рощи, тихо и спокойно.
Веломаршруты
Вдоль канала проложен специальный веломаршрут протяжённостью 30 км. Он проходит через все 5 шлюзов. Маршрут начинается и заканчивается в Железнодорожном и идёт по технологическим дорогам вдоль канала через живописные леса и аллеи.
Дом-музей смотрителя шлюза Мазурского канала
В посёлке Дружба работает Дом-музей смотрителя шлюза Мазурского канала. Основал его Владимир Созинов. Музею принадлежит не весь дом, а только две квартиры. Третьей квартирой владеет другая семья.
Гостей музея встречает сам смотритель – дядюшка Мазур. На его губах застыла полуулыбка, рыжая борода взлохмачена. Он сидит за рабочим столом и смотрит в окно, откуда виден нижний шлюз Мазурского канала Алленбурга.
Пока что в доме-музее открыт только рабочий кабинет, где можно посмотреть фотогалерею Мазурского канала, изучить топографические карты и работы художника Сергея Любкина. Со временем заработают кухня, обеденная, спальня и уборная. В одной из комнат, вероятно, поселится тётушка Мазурка. Подвал дома планируется переоборудовать для приёма гостей: сделать там выставочное пространство и комнату, где можно будет переночевать.
В музее можно выпить чашку кофе или чая, а также приобрести открытки с портретом дядюшки Мазура или видами городов Восточной Пруссии.
Билет в Дом-музей смотрителя шлюза стоит 300 ₽.
Музей-кафе Патефон
Кафе-музей Патефон – уникальное культурное пространство, небольшое уютное кафе с домашними обедами и музей патефонов одновременно, где вы можете перекусить, а заодно и приобщиться к истории и культуре. Заведение было открыто в 2021 году на первом этаже здания довоенной постройки в историческом центре посёлка.
Что такое «патефон»? Так называется устройство звуковоспроизведения. Владелец кафе собрал коллекцию из 50 музыкальных устройств и решил поделиться ей со всеми желающими. Музейную часть посещать не обязательно, можно просто зайти и перекусить.
Что спрятано за дверью музея? Целый мир музыки, историй и тайн, который унесет вас на столетия в прошлое! Коллекция музыкальных аппаратов уникальна: патефоны, граммофоны, шарманки, музыкальные шкатулки и фонограф Эдисона. Хозяин кафе собирал её 15 лет. Вы увидите экспонаты 1840-1940 годов и познакомитесь с историей звукозаписи и звуковоспроизведения, узнаете о создателях и производителях устройств звуковоспроизведения. Здесь вам включат старые записи известных исполнителей, например, легендарную песню Леонида Утёсова и его дочери Эдит. Входной билет стоит 400 ₽.
Если вы решите остановиться в Железнодорожном, то у хозяев музея есть прекрасный гостевой домик.
Исторический центр
Гуляя по Железнодорожному, многие туристы думают, что все эти милые домики – ровесники замка. Но нет. В 1914 году Гердауэн был практически разрушен и в начале XX века восстановлен по авторскому проекту архитектора Хайнца Штоффрегена. Это придало городской архитектуре неповторимый колорит и стиль, выразившийся в линиях фасадов, использовании натуральных материалов и прочих вещах. Получился удивительный коктейль историзма и экспрессионизма. Во время Второй мировой войны историческая немецкая застройка практически не пострадала.
Квартал исторической застройки – это двух- и трехэтажные жилые дома с черепичными крышами, восстановленные фондом капитального ремонта. В них по-прежнему живут люди. Интерес представляют детали: входные группы, деревянные ставни, арочные проходы между домами и хаусмарки (барельефы на домах с изображением животных, растений, людей и орнаментов. Когда-то их использовали вместо адресов, чтобы неграмотные люди могли найти нужный дом). Встречаются дома, оформленные в стиле фахверк.
Здания бережно отреставрированы по распоряжению областной администрации в 2019 году: капитальный ремонт провели в центральной части поселка, отремонтировав 33 многоквартирных дома, 4 из них признаны объектами культурного наследия.
В квартале находятся печально известные фахверковые склады конца XIX – начала ХХ века. Они остались неотремонтированными, так как принадлежат частным лицам. Склады пришли в аварийное состояние и выглядели удручающе. В 2022 году сменился собственник. Началась их ревитализация. Здесь планируется открыть арт-пространство, кафе и сувенирный магазин.
Хотите прогуляться по «кошачьим головам». В посёлке сохранились булыжные мостовые, выложенные круглыми камнями разных размеров. Такая укладка называется «кошачьи головы». Так выкладывали дороги в небольших населенных пунктах, потому что это самый недорогой вариант.
В каждом туристическом городе есть место, где исполняются самые сокровенные желания. В Железнодорожном это Арка желаний. Считается, что если зайдешь туда-обратно, при этом думая о желании, то оно обязательно исполнится.
А вы знаете, что означает QR-код на доме? Фонд капитального ремонта после реконструкции снабдили дома табличками с QR-кодом. Можно отсканировать код телефоном и прочитать дату постройки, дату ремонта и какие-то исторические факты.
Как добраться до Железнодорожного
Удобнее, конечно же, доехать и осматривать Железнодорожный и окрестности на машине. Путь из Калининграда займёт 1 час 20 минут.
На общественным транспортом добраться тоже можно. До поселка ходит автобус и рельсобус в тёплое время года.
Автобусы
Автобусы в поселок ходят часто, примерно каждый час. Поездка занимает около 2 часов. Автобусы №509 (Калининград — Железнодорожный) и №534 (Калининград — Железнодорожный) приезжают прямо в центр посёлка; № 520А (Калининград — Черняховск) и № 525А (Калининград — Озерск) останавливаются в поселке и едут дальше. Есть еще автобус № 567А (Калининград — Черняховск), но он едет очень уж затейливо почти 3 часа. Цена билета – от 240₽.
Из Калининграда автобусы отправляются с Южного вокзала.
Посмотреть расписание и купить билет можно на сайте автовокзала Калининграда avl39.ru или на tutu.ru.
Рельсобус
Рельсобус в Железнодорожный ходит с мая по сентябрь один раз в день и только по праздникам и выходным. Утром – в поселок, вечером – обратно. Он делает крюк, заезжая в Черняховск. На дорогу уходит 2 часа 20 минут. Но учтите, что от железнодорожного вокзала до центра посёлка – примерно 1,5 км.
На официальном сайте «Калининградской пригородной пассажирской компании» смотрите актуальное расписание, тарифы, правила проезда и провоза багажа.
Экскурсии
Железнодорожный – посёлок маленький, без гида здесь делать особо нечего. Поэтому советую взять экскурсию, чтобы вам всё рассказали о городе, его домах и улицах. Иначе будет неинтересно.
- Фридланд и Гердауэн — экскурсия на юго-восток
- Правдинск, Железнодорожный и посёлок Дружба за 1 день
- Путешествие на край Калининградской области
- Малые (средневековые) города Калининградской области
- Экскурсия на аутентичный юго-восток области
- Разноцветная провинция
- На восток области с теологом: Правдинск и Железнодорожный
- История в веках: на автобусе в Багратионовск, Правдинск и Железнодорожный
- Назад в Пруссию! Аудиоэкскурсия по Калининградской области
- «Маленькая Швейцария» Восточной Пруссии
Где пообедать в Железнодорожном
- Патефон – уютное кафе–музей, где вам подадут настоящий русский обед. Здесь большой ассортимент сладкого, булочки, вкусные кофе и чай, есть другие напитки.
- Старая Мельница – семейное кафе, где можно плотно и вкусно покушать. Готовят различные мясные и рыбные блюда по рецептам прусской кухни.
- В кафе Горчица бывают комплексные обеды. Еда домашняя, вкусная: борщ с пампушками, солянка, пельмени, голубцы, блины с мясом. Порции большие. Домашняя горчица их собственного производства – просто шедевр.
- В Кафе-сувенирной у Гердавы уютно, всё по-домашнему, еда простая и очень вкусная! Луковый суп с гренками, борщ, сало, вареники, пельмени. Можно зайти и просто выпить чашку ароматного кофе или чая с домашними сладостями.
- В кафе Терасса подают пиццу собственного производства, суши, картошку фри, воки с курицей и с креветками, шаурму с лососем, также делают замечательный облепиховый чай.
Где остановиться в Железнодорожном
Останавливаться в Железнодорожном на ночь нет необходимости. Достопримечательности можно обойти пешком за 1–2 часа. Но если всё-таки решите заночевать, то вот 2 адреса:
- Гостевой дом Geard House (Герд Хаус);
- на Старой мельнице сдаётся несколько комнат.
- Посёлок Железнодорожный
- Адрес: Посёлок Железнодорожный, Правдинский муниципальный округ, Калининградская область
- GPS: 54,360931 21,305317