Месяц назад заинтересовался занимательным методом ведения заметок и конспектов, чтобы тренировать память и ничего не забыть. Она называется – Zettelkasten. Смысл в том, что все заметки должны быть связаны какой-то мыслью.
Я записываю свои знания по английскому, исторические факты по Канарам, куски кода для программирования. Она подходит для всего. Систему придумал Никлас Луман, но я её адаптировал под себя. Рассказываю основные принципы.
Принципы Zettelkasten
Представьте, что 1 заметка – это 1 картонная карточка. Карточки хранятся в специальном шкафу с выдвижными ящиками. У каждой карточки есть номер. Именно по номерам Луман ссылался на другие карточки. Но теперь всё хранится на компе или в облаке, вместо номеров мы ссылаемся прямо на заметки.
Принцип атомарности – одна заметка это одна мысль или идея.
Принцип автономии – каждая заметка является законченной и самостоятельной.
Самый важный пункт! Все заметки соединены между собой ссылками. Из текущей заметки ссылаюсь на другие по теме, а с другой стороны другие связанные заметки ссылаются на эту.
Обязательно всё писать своими словами, чтобы пропускать информацию через мозг. А не просто скопировал – вставил.
В конце заметки я добавляю ссылки на источник или на сайт, откуда взял информацию. Чтобы потом в случае чего можно было дополнить или почитать комментарии в источнике.
Во время ведения заметок обязательно добавляю свои мысли, которые пришли по ходу изучения. Иногда из них получаются отдельные заметки.
Ничего не нужно сортировать по папкам. Все заметки лежат в одной папке в виде текстовых файлов markdown.
Я добавляю специальные заметки оглавления. Например, у меня есть заметка Канарские острова со всеми островами, а дальше ссылки уходят уже на заметки по конкретным островам.
Заметки не нужно удалять, лучше добавлять новые с пояснением, почему текущая заметка стала неактуальной.
Пришла мысль – записал. А уже потом подумал на что ссылаться и в какое оглавление добавить.
Методологию я почерпнул в статье на Хабре.
Приложение Obsidian
Весь хаус информации из моей головы помогает организовать приложение Obsidian. Оно бесплатное. Данные хранятся в виде текстовых markdown файлов в папке на компе, dropbox или iCloud.
На телефоне я использую приложение 1Writer. Файлы у меня хранятся в облаке Dropbox.
С помощью связанных заметок можно найти неочевидные связи между фактами. Например, события в каком-нибудь году, одно и то же имя в разных событиях. Советы по инвестициям в Microsoft от разных аналитиков. Одно и то же блюдо в разных кухнях мира. У потребления глагола have в разных временах и разных значениях в разговорной речи.
Ваша личная википедия
Возможности базы знаний безграничны. С каждой заметкой, с каждой ссылкой она становится сильнее и больше. Это маленький интернет или википедия, сформированные из знаний в вашей голове. Иногда вы что-то забываете, но ваша база знаний запомнит это навсегда и напомнит в нужный момент.
Если вы писатель, научный работник, студент или просто любознательный, то потратьте несколько дней на изучение этой системы. И вы будете удивлены её возможностям. Да, входной порог высокий, но и отдача будет на высшем уровне.
Добрый день! Подскажите пожалуйста как сделать эти 3 момента:
1. Название заметки чтобы автоматом появлялся в самой заметке когда пишешь его смысл;
2. Источник;
3. Ссылка на источник.
Здравствуйте, спасибо за статью!
Подскажите, как создать таблицу? Не нашла ни кнопки, ни информации в сети на этот счёт.
Таблица создаётся так. Просто вписывайте в ячейки и она потом красиво отобразится.
| | | | | |
|—|—|—|—|—|
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
Хм.. я тут приложение создал, а затем прочитал Вашу статью и оказывается, что похожий принцип заложил в него, сам того не осознавая.
Теперь интересно, что бы такого ещё улучшить в отношении связей между заметками для ещё большего удобства ? Однозначно надо начать с добавления тегов!
https://play.google.com/store/apps/details?id=info.javaway.notepad_alarmclock
Нахожусь на начальном этапе построения своей картотеки и пока не понимаю что лучше: периодически редактировать существующую заметку или создавать новую? Если второе, то 100% возникнут проблемы с нэймингом (а называть заметки в формате даты тоже не хочется, чтобы лучше работал автокомплит по связанным заметкам)
Я обычно называю заметку так же, как и заголовок заметки, не использую код или дату в названии.
Ещё я предпочитаю редактировать, чем создавать новую копию заметки. Но если заметка разрастается, то делю её на несколько тем и делаю на них ссылки в главной заметке.
Попробуйте https://roamresearch.com/ или https://workflowy.com/
Это, конечно, хорошие инструменты, но недешёвые.
Второй полностью бесплатный, плюс отличная мобильная версия (приложение).
Спасибо за идею, надо попробовать.
Правильно ли я понимаю, что система предназначена больше для хранения справочной информации, чем идей нацеленных на реализацию?
Я всё туда записываю – мысли, конспекты, цитаты.
А как вы записываете цитаты? Структурируете их тегами или как-то иначе? в каждой ли цитате стараетесь проставить ссылки? Что пишете в заголовке?
Я просто люблю всяческие афоризмы/цитаты, или из диалога запомню потрясающе сказанную фразу, которую хочется записать. Но не могу придумать для себя шаблон записи цитат в обсидиан, не всегда тему высказывания даже получается определить, а иногда хочется добавить и небольшой диалог.
Просто вставляю кусок текста с сайта, а ниже оставляю ссылку на источник и в квадратных скобках ссылка на заметку по тематике. Тегами не пользуюсь.
Так все таки Obsidian или Notion? Они дополняют друг друга или конкурируют?
Установил и то, и то, но по принципу “сел и поехал” лучше зашел Obsidian.
Как вы считаете, нужно иметь две проги на начальном этапе?
Спасибо!
В последнее время использую с основном Obsidian.
Я тоже долго думал о том как организовать цеттелькастен.
Перепробовал обычные заметки, эверноут, нотабилити и даже одноименное приложение zettelkasten и ничего не понравилось.
В итоге плюнул и организовал все с notion – получилась просто бомба. Рекомендую.
Notion использую с момента запуска, очень удобные заметки. Храню там разные подборки, документы. Недавно они добавили вики ссылки и обратные ссылки на документ. Движутся в правильном направлении.