1. «Мадонна с вишней и Иосифом», Тициан Вечеллио, 1517-18 гг.
Работа отличается точностью детализации всех фигур и предметов, яркостью колористического решения. Это свидетельствует о большом мастерстве и таланте автора.
2. «Шубка», Питер Пауль Рубенс, ок. 1638 г.
Это портрет второй жены художника Елены Фаурмент. Мастер создает откровенный и пленительный образ обнаженной Елены в накинутой на плечи бархатной шубке, отороченной мехом. Образ женственно-обаятельной молодой фламандки, с атласной кожей и упругим телом, блестящими глазами и мягкими пушистыми волосами полон свежести. Автор тонко чувствует оттенки нежных, красноватых теней, полупрозрачных красок, розовых мазков, которые переходят друг в друга и образуют сплав похожий на эмалевый.
3. «Большой автопортрет», Рембрандт Харменс ван Рейн, 1652 г.
Портрет был написан, когда у Рембрандта начались финансовые затруднения. Художник предстает перед зрителем в блузе художника вместо богатой одежды, которую он раньше обычно носил. Живописец изобразил себя анфас с уверенным выражением лица. Палитра сокращается до коричневых и черных оттенков, мазки накладываются не по контуру детали, а широко, пастозно; форма прописывается только в освещенном и пластично проработанном лице. В картине воплощена духовная сила Рембрандта, его острая проницательность. Это самый величественный автопортрет.
4. «Дева Мария и Младенец с грушей», Альбрехт Дюрер, 1512 г.
В христианстве груша олицетворяет любовь Христа к человечеству. О личной жизни Дюрера мало известно, но некий таинственный женский образ постоянно присутствует в его жизни, превращаясь в Марию и волнуя нас своей живой прелестью.
5. «Лето», Джузеппе Арчимбольдо, 1563 г.
Джузеппе Арчимбольдо — представитель маньеризма. Его портреты современников созданы из фруктов, овощей, цветов, птиц и птичьих перьев, рыб, раковин и других предметов. Каждый раз художнику удается придать «творению» неповторимую внешность и раскрыть его характер.
Картина «Лето» из цикла «Времена года» — пример такой метафоры, символ развития человеческой жизни. «Лето» — молодость, поэтому на холсте господствуют яркие краски, а лицо «выложено» из летних овощей и фруктов.
6. «Крестьянская свадьба», Питер Брейгель старший, 1568 г.
В Музее истории искусств собрано наиболее полное собрание работ Брейгеля Старшего. Полотно Крестьянская свадьба — одно из самых известных сельских сцен Брейгеля, в котором тонкость наблюдений сочетается с красочностью изображения, юмором и мягкой нравоучительностью. Обратите внимание на мужчину (явно некрестьянского вида) в черном, беседующего с монахом, на правом конце стола. Существует мнение, что это автопортрет самого Брейгеля.
7. «Солонка», Бенвенуто Челлини, 1539—43 гг.
Солонка (итал. Saliera — Сальера) короля Франциска I — образец декоративно-прикладного искусства XV-XVI вв. Выполнена она из золота, эмали, драгоценных камней.
8. «Мадонна в зелени», Рафаэль Санти, 1506 г.
Дева Мария держит младенца Христа, который хватает крест у Иоанна Крестителя. Картина была написана для покровителя и друга Таддео Таддеи, который хотел постоянно видеть живописца в своем доме.
9. «Давид с головой Голиафа», Караваджо, 1607 г.
На картине в образе Голиафа Караваджо изобразил себя. Эту символичную картину художник брал с собой в изгнание и постоянно ее подправлял.
10. «Портрет инфанты Маргариты», Диего Веласкес
Веласкес был придворным живописцем короля Испании. В его работах чувствуется дыхание жизни, благодаря которому испанские инфанты оживают. По портретам инфанты Маргариты, дочери Филиппа IV, можно проследить, как из хорошенькой девочки она превращается в прекрасную даму.