В 2012 году австрийская столица праздновала 150 лет со дня рождения Густава Климта (1862 – 1918), гениального художника, который жил и работал в Вене, проведя здесь большую часть своей жизни.
Густав Климт вошел в австрийскую живопись конца XIX – начала XX века как основоположник модерна. Самая известная его картина «Поцелуй», которая находится в венском Бельведере, буквально изменила мир, став олицетворением модерна, ориентиром новой эпохи.
Густав Климт произвел революцию в живописи. Он украшал свои картины золотым орнаментом, и они входят в число самых дорогих в мире картин. Необычные портреты женщин работы Климта подчеркивали развитие буржуазии. Если рассматривать его работы с точки зрения истории искусства, то его творчество лежит на пути от «Эпохи Ригенштрассе» до истоков абстракционизма. В Австрии его картины резко критиковались, а за рубежом получали многочисленные премии.
Климт умер от инсульта с 1918 году, но его произведения и поныне восхищают. В постоянных экспозициях культурных учреждений Вены выставлено немало картин художника. Самые известные полотна можно увидеть в Верхнем Бельведере. Художник входил в ассоциацию «Сецессион», став одним из ее основателей. Выставочный зал «Сецессиона» стал одной из самых интересных достопримечательностей Вены. Здесь находится всемирно известное произведение Климта – Бетховенский фриз, цикл картин размером 34м х 2м, занимающий три стены и посвященный Людвигу Ван Бетховену, великому композитору.
Главная лестница венского Художественно-исторического музея расписана 40 межколонными и надсводными картинами, украшающими узкие стены между колоннами и арками. Из этих картин 11 создал Густав Климт, остальные написаны его братом Эрнстом и Францем Мачем. Эти картины повествуют о развитии художественных ремесел и искусства во все времена, начиная с искусства Древнего Египта и заканчивая современностью.
Густав Климт создал эскизные проекты для потолочных фресок, которые предполагалось сделать на парадной лестнице Бургтеатра. Эти эскизы были утеряны и в 1990-х годах случайно обнаружены на театральном чердаке, спасены от разрушения и сегодня их можно посмотреть в «Зале Климта». В этой коллекции подготовительных рисунков есть также единственный известный автопортрет художника. И потолочные фрески и эту серию рисунков можно увидеть во время экскурсий.
В Брюсселе Густав Климт совместно с Йозефом Хоффманом работал во дворце Стокле, создав так называемые Фриз Стокле. Девять рабочих чертежей этой работы можно увидеть сегодня в Музее прикладного искусства в Вене. Кроме того, этот музей владеет всем наследием прославленной Венской мастерской – здесь и эскизные проекты и фотоальбомы, модельные книги и образцы оригинальной материи, а также всеми архивами этой фирмы.