Площадь Карлсплац названа в честь находящейся здесь церкви. Это одно из самых оживленных мест Вены и один из важнейших транспортных узлов города. Здесь расположено много примечательных сооружений, зданий и архитектурных памятников.

Церковь Карлскирхе (Karlskirche)

Церковь Карлскирхе (Karlskirche)

Городская площадь Карлсплац (Karlsplatz) — важный транспортный узел столицы Австрии. Названа она в честь церкви Карлскирхе, что находится в юго-восточной части. После модернизации в 1890-х годах, было изменено русло реки Вена, площадь приобрела современный вид и размеры.

Карлскирхе

Церковь Карлскирхе (Karlskirche) получила свое имя в честь итальянского священника — святого Карло Борромео. Миланский архиепископ Карло Борромео во время чумы, несмотря на высокий церковный ранг выходил на улицы города. Он помогал больным, лично совершал обряды над умирающими. После смерти Борромео был канонизирован.

Когда страшная эпидемия чумы пронеслась по Австрии, Карл IV Габсбург дал обет построить храм и посвятить его святому Карлу – избавителю. Работу над проектом поручили архитектору Иоганну Бернхарду Фишеру фон Эрлаху. Основными идеями проекта Карлскирхе стало прославление величия Габсбургов и благодарность Святому Карлу.

Строительство церкви продолжалось 24 года. Ее площадь — 80 на 60 м; высота купола – 72 метра. Здание является выдающимся образцом барокко, однако в его облике просматриваются и черты других стилей.

В храм ведет широкая лестница, по краям ее стоят фигуры ангелов. Ангел справа символизирует Ветхий Завет; ангел слева – Новый. Фронтон портика над входом украшен барельефом работы Джованни Станетти – «Победа над чумой». На фронтоне здания — статуя самого Святого Карла, возносящего молитвы во избавление от чумы. С двух сторон от портика установлены две монументальные колонны, украшенные спиралевидными барельефами. На них можно увидеть сцены жизни Карло Боромео. Завершают композицию фасада две башни. В их основаниях есть небольшие боковые входы в здание собора.

Внутри здание украшено фресками, выполненными в 1725 — 1730 гг. Большинство фресок принадлежат кисти знаменитого Иоганна Михаэля Роттмайра. В работе над фресками участвовали также Себастьяно Риччи и Даниэль Гран; Мартино Алтомонте.

Центральная композиция главного алтаря изображает вознесение Святого Карла в рай. Есть несколько картин и в боковых капеллах храма. Если подняться вверх на лифте, то со специальной площадки можно рассмотреть сюжеты фресок купольной росписи. Можно подняться ещё выше, по лестнице пешком — до светового фонаря. С этой смотровой площадки посетители любуются панорамой Вены.

Павильоны Отто Вагнера

Павильон Отто Вагнера (Otto Wagner Pavillon)

Павильон Отто Вагнера (Otto Wagner Pavillon)

Архитектор Отто Вагнер работал над планом реконструкции Вены еще в 1890 году. Однако власти города приняли только проекты венской железной дороги (S-Bahn). «Otto Wagner Pavillon» — первый павильон городской железной дороги. Открыли его на станции Карлсплац в 1899 г. Наземные павильоны станции богато украшены цветочными орнаментами работы Йозефа Ольбриха, выполненными в стиле модерн.

В период 1976 — 1981 гг. проводилась реконструкция Венского метрополитена. Подземная часть станции Карлсплац тоже претерпела изменения, но старинные наземные павильоны строители переделывать не стали. Под давлением общественности решено было отреставрировать их и перенести на другое место. Практическое значение эти сооружения потеряли, но до сих пор они интересны как туристические объекты. В одном из павильонов находится кафе, другой принадлежит музею.

Технический университет

Венский Технический университет (Techni sche Universitat)

Венский Технический университет

Венский Технический университет (Techni sche Universitat) был основан по указу Франца II, в 1815 году. Образцом для Политехнического института того времени послужила Парижская Политехническая школа. В 1975 году учреждение получило статус университета. В данный момент на различных факультетах «Techni sche Universitat» обучаются 16 тысяч студентов.

Парк Ресселя

Cкульптурная группа «Своды холма» (Hill Arches) Генри Мура (Henry Moore)

Cкульптурная группа «Своды холма» (Hill Arches) Генри Мура (Henry Moore)

Перед политехническим институтом в 1862 году был разбит парк. Его назвали – Парк Ресселя (Resselpark). Название было дано в честь изобретателя из Чехии — Йозефа Ресселя, закончившего это учебное заведение. Рессель прославился множеством важных изобретений; главное из них – гребной винт. В 1829 году чешский изобретатель построил первый винтовой пароход «Циветта». С помощью двигателя нового типа судно могло развивать скорость до 6 узлов.

При модернизации метро парк подвергся преобразованиям. Проект реконструкции парка отбирался по конкурсу; победила в нем группа архитекторов из Дании. Датским специалистам были поручены и расширение парка, и его детальная перепланировка.

Между храмом Карлскирхе и парком Рессель в качестве соединительного звена создали овальный бассейн. По краям его была установлена известная скульптурная группа Генри Мура (Henry Moore). Английский скульптор назвал свою композицию «Своды холма» (Hill Arches).

Венское Музыкальное общество (Wiener Musikverein).

Венское Музыкальное общество

Сегодня территория парка разделена на три части в форме эллипсов. В парке стоят памятник Йозефу Ресселю и  памятник изобретателю швейной машинки — Йозефу Мадершпергеру. А ещё в Рессель-парке установлен памятник великому композитору — Иоганнесу Брамсу. Эта скульптура работы Рудольфа Вайера была создана в 1908 году. Напротив парка Ресселя находится вход в Венское Музыкальное общество (Wiener Musikverein).

Музей Карлсплац

Музей Карлсплац (Wien Museum Karlsplatz)

Музей Карлсплац

Музей Карлсплац (Wien Museum Karlsplatz) называли Историческим музеем Вены (Historisches Museum der Stadt Wien), со дня создания — в 1887 году и до 2003 года. В экспозиции музея прослеживается вся история города — с первых поселений. В коллекции «Wien Museum Karlsplatz» хранятся археологические ценности каменного века; оружие разных эпох; витражи собора Святого Стефана; картины эпохи барокко. Есть в экспозиции предметы из лагеря римлян – Виндобона; документы и артефакты периода Бабенбергской династии. Большая часть собрания посвящена истории дома Габсбургов. Среди собрания XIX века — образцы искусства бидермайер и предметы мебели; полотна Климта и Шиле, Рихарда Герстля. В музее выставлены рисунки известного композитора Арнольда Шёнберга. Посетителям представлена реконструкция квартиры Франца Грилльпрацера – выдающегося австрийского поэта.

В музее собрана огромная коллекция костюма: мужской, женской, детской одежды; обуви и чулок; украшений и других аксессуаров. Много экспонатов взято из современной жизни Вены. Из более чем 20 тысяч предметов коллекции значительная часть экспонатов принадлежит периоду XIX — XX вв. Экспонаты музея можно увидеть также на выставке в Лайнцском зоопарке (вилла «Гермес»), на местах раскопок, в музеях-квартирах деятелей искусств Вены.

Сецессион

Сецессион – выставочный зал

Сецессион – выставочный зал

«Сецессион» (Secessionsgebäude) – выставочный зал. Изначально здание принадлежало объединению художников под названием «Secession». Это название было дано объединению молодых художников после отделения творческой группы из 19 человек от Союза художников Австрии. Произошло это в 1892 году. Возглавил объединение «Сецессион» Густав Климт. Здание было построен в 1898 году — руководил проектом архитектор Йозеф Ольбрих. Стиль Ольбриха — стиль венского модерна – на годы вперед получил название: «Secession».

Золотой ажурный купол здания выставочного зала виден издалека. Венцы в шутку называют его — «золотая капуста». (На самом деле поверхность купола состоит из трех тысяч золотых листьев лавра). Фронтон украшен золотым девизом творческого объединения: ««Времени — его искусство, а искусству — свободу». В конце XVIII – начале XIX вв. члены объединения выпускали собственный журнал — «Весна священная» (Ver Sacrum). Название журнала такими же золотыми буквами увековечено на белоснежной стене.

На фасаде здания — орнаменты работы Ольбриха с изображениями сов; головы Медуз, символизирующие творчество. У восточной стены стоит колесница Марка Антония, запряженная бронзовыми львами.

Густав Климт «Бетховенский фриз» (Beethovenfries), фрагмент

Густав Климт «Бетховенский фриз» (Beethovenfries), фрагмент

В 1902 году здесь проводилась 14 выставка, посвященная великому Бетховену. Скульптор Макс Клингер к ее открытию представил новую работу – статую Бетховена. Композитор был изображен Клингером в образе божества. Густав Климт написал для выставки свой знаменитый цикл панно «Бетховенский фриз» (Beethovenfries). Этот цикл был задуман как воплощение последней симфонии Бетховена. Фриз был недоступен для публики в течение многих лет. Только в 1986 г. эта огромная работа площадью 70 кв. метров, была отреставрирована и вновь стала доступна посетителям.

После смерти ведущих членов объединения «Венский Сецессион» и падения монархии Габсбургов творческий союз распался. В Первую Мировую в зале базировался военный госпиталь. Во Вторую Мировую зал был сильно разрушен. Возрождение Союза свободных художников произошло в 1945 г. Восстановительные работы в «Сецессионе» продолжались до конца 70-х годов XX века.

Дом художника

Домом художника (Künstlerhaus)

Дом художника с выставочным центром и кинотеатром

Карлсплац на севере граничит с Домом художника (Künstlerhaus) (неоренессансная постройка, 1865-1868 гг.), где проводятся выставки скульптуры, живописи, архитектуры и прикладного искусства. С 1947 года здесь работает Дом кино.  На площадь еще выходит старое здание выставочного зала (Kunsthalle Wien) и концертный зал Musikverein.

Театр Ан-дер-Вин

Театр Ан-дер-Вин (Theater an der Wien)

Театр Ан-дер-Вин

А если пройти немного дальше от площади Карлсплац (Karlsplatz), то можно увдеть Театр Ан-дер-Вин (Theater an der Wien). Буквальный перевод названия: «Театр на реке Вена». Здание построили в 1801 году – оно хорошо сохранилось до наших дней. Основал этот театр Эмануил Шиканедер. В этом здании проживал великий Людвиг Ван Бетховен в 1805 году — он работал тогда над «Фиделио». На сцене Ан-дер Вин проходили выступления труппы Венской Государственной оперы после окончания 2-й Мировой Войны.

Рынок «Нашмаркт»

Продуктовый рынок Нашмаркт

Продуктовый рынок Нашмаркт

Нашмаркт (Naschmarkt) — крупнейший венский рынок на участке между Карлсплац и выходом из метро «Кеттенбрюкенгассе». Работает  ежедневно.  Здесь можно купить свежие продукты и пряности со всего света. У названия «Naschmarkt» существует несколько версий. Слово это многие переводят, как «Рынок лакомств». В старой Вене существовало множество рынков. Правила торговли в средние века были жесткими — торговцев, пойманных на обмане, сажали в клетку и окунали в воды Дуная.

К этому известному рынку примыкает (Flohmarkt) – «блошиный» рынок. Множество предметов старины можно увидеть на его пестрых рядах. Одежда и обувь, предметы быта, старинные книги – все это можно купить на «Flohmarkt». Среди торговцев есть русские, азиаты и коренные жители столицы. Торг приветствуется! Под рынком течет река Вена, ныне заключенная в трубу. Этим и объясняются названия улиц, между которыми стоит рынок — Linke Wienzeile и Rechte Wienzeile.

Неподалеку от шумного рынка расположился музей фильма «Третий человек» (Dritte Mann Museum). Это частный музей. В нем хранятся афиши и карточки с автографами; саундтреки и эпизоды; первое издание знаменитого романа Грэма Грина. В музее звучит композиция Антона Цитера.

Дом с майоликой

Дом с майоликой (Majolikahaus)

Дом с майоликой

Два дома на Linke Wienzeile привлекают внимание, как образцы эпохи венского модерна. Их проектировал Отто Вагнер. Он работал на собственные средства и был свободен в творчестве. Один дом украшен овальными медальонами из пальмовых листьев по эскизам Коло Мозера. Интересны также его фриз, лестница, ажурная кованая решетка лифта.

Дом с майоликой (Majolikahaus) украшен майоликовыми цветочными панно сделанными в 1899 году. На фризе здания – оригинальные львиные головы.

Понравилось? Подпишитесь на мои каналы:

Карлсплац
Karlsplatz
1010 Wien

GPS: 48.200293 16.370923


Оставить комментарий